0+

Разговор с мошенником. Как вычислить злоумышленника?

Банк России (ЦБ)

Волго-Вятское главное управление Центрального Банка РФ.

Злоумышленники придумывают все новые схемы, чтобы выманивать у нижегородцев сбережения. Но и от их традиционных приемов, к сожалению, продолжают страдать люди. Например, от телефонного мошенничества. Действительно, сегодня злоумышленники могут подделать официальные телефонные номера банков, - они используют специальное программное обеспечение. Такой прием делает их схему убедительнее – мало кто, увидев знакомый номер, сразу заподозрит неладное. Впрочем, мошенники и так делают все, чтобы у человека и мысли не было, что это обман. Часто звонят поздно вечером или ранним утром в выходные дни, когда человек не способен быстро сориентироваться. Мошенник представляется сотрудником банка и, к примеру, сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Обычно звонящий обращается к собеседнику по имени и отчеству, может даже назвать фамилию, номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например, из социальных сетей или с помощью фишинга. Мошенники хорошо знают психологические приемы: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу колл-центра. Как правило, мошенники требуют сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения, торопят, запугивают клиента и уверяют, что в противном случае случится непоправимое. Если преступникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету и снимают с него деньги. Если вам звонят якобы из кредитной организации и пугают, что ваши деньги вот-вот украдут, нужно положить трубку и самому перезвонить в банк. Телефон есть на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте банка. Нельзя автоматически перезванивать по телефону, с которого вам только что звонили - вы можете попасть к тем же мошенникам – они научились подделывать номера. Поэтому телефон нужно набрать вручную. Не торопитесь. Если банк выявляет подозрительную операцию, он просто приостанавливает ее. Перезвоните в банк или дойдите до отделения выясните, что происходит. Если с незнакомого номера приходит смс, что ваша карта заблокирована, указан контактный номер для уточнения деталей. Не перезванивайте! Позвоните в свой банк и выясните детали. Не выполняйте никаких инструкций незнакомцев: не переводите деньги на указанные ими счета, не переходите по ссылкам из сообщений «от банка», не устанавливайте по их требованию мобильные приложения. Никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код (три цифры с обратной стороны карты), коды подтверждения операций из СМС, ПИН-коды. Бывает, что звонят или представляются сотрудниками Банка России, прокуратуры, суда, министерства здравоохранения, министерства финансов и других учреждений. Они сообщают, например, о положенном возмещении какого-либо ущерба, для получения которого надо оплатить налог, госпошлину и т.п., либо предоставить паспортные данные или банковские реквизиты. Не следуйте указаниям и ничего не оплачивайте. Не предоставляйте личную информацию.

Об авторе

Банк России (ЦБ)

Банк России (ЦБ)

Волго-Вятское главное управление Центрального Банка РФ.

Перейти в блог