0+

Люк Бессон стал режиссером благодаря нижегородскому кино!

Юлия Сошилина

Режиссер, продюсер в медиастудии “CREATURA”; выпускница режиссерского факультета Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская В.И. Хотиненко, П.К. Финна, В.А. Фенченко).

Приветствую вас, дорогие читатели. Я — Юлия Сошилина, режиссер, продюсер в медиастудии “CREATURA” (https://vk.com/creatura_nn); выпускница режиссерского факультета Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская В.И. Хотиненко, П.К. Финна, В.А. Фенченко). И это вторая статья моей рубрики “КиноНижний”.

В 50-60 годы на Горьковском телевидении образовалась очень сильная команда, создающая документальные фильмы. Сценаристы, режиссеры, журналисты, операторы — все были талантливы и стремились творить.

Юрий Борисович Беспалов во время нашего интервью в 2016 году

Название

Самым ярким представителем тогда был Юрий Борисович Беспалов. Многие его фильмы завоевали высокие премии и дипломы на смотрах и фестивалях телеискусства. Сейчас в нижегородских телепрограммах часто мелькают кадры из его фильма “Посмотри на город” — в честь него ВГТРК даже назвали конкурс видеоработ. Этот фильм показывали по всему Советскому союзу и даже в Европе, а в 1967 году он представлял наш, тогда закрытый город, на Всемирной выставке в Монреале.

Несколько лет назад, когда я снимала документальный фильм для выставки "ГорьКИНОвгород", мне довелось лично пообщаться с Юрием Борисовичем. Он рассказал мне интересный факт о своем фильме “Люди, огонь, металл” — этот фильм получил премию на V Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Ташкенте и диплом жюри на XV Лейпцигском международном фестивале документальных фильмов. На одном из европейских фестивалей (возможно, это был тот самый в Лейпциге) фильм Беспалова посмотрел Люк Бессон. Впоследствии французский режиссер и продюсер решил заняться кинематографом именно после просмотра данного фильма — фильма, снятого в нашем родном городе.

Но Юрий Борисович вдохновил не только заморского режиссера, но и российского. На Горьковском телевидении в качестве помощника режиссера произошло становление Александра Сокурова. Беспалов называет Сокурова человеком, никогда не поступавшемся принципами, которые он исповедовал в искусстве. Александру Сокурову достаточно быстро доверили собственные режиссерские работы. Возможно, именно работа на телестудии вместе с Юрием Беспаловым поспособствовала выбору Сокурова дальнейшего жизненно-творческого пути. После шести лет службы на Горьковском телевидении Александр поступил во ВГИК. Свои студенческие работы и свой первый полнометражный игровой фильм (это был дипломный фильм) “Одинокий голос человека” Сокуров снял в Нижнем Новгороде. Бывшие коллеги очень ему помогали — кто-то предоставил для съемок свой дом, студийными были автобус, свет и пленка. Монтаж и озвучка фильма тоже проходили в кинокомплексе Горьковского телевидения. Беспалов рассказывал, что кино “Одинокий голос человека” поражало изобразительным мастерством и большой душевной глубиной. Но во ВГИКе к фильму отнеслись резко негативно и к защите не приняли. Те, кому Сокуров был небезразличен, обратились за помощью к секретарю парткома ВГИКа, чтобы он помог молодому режиссеру защититься этой работой. Секретарь им ответил: “Вы думаете, я не понимаю, что один Сокуров стоит всего режиссерского факультета? Я прекрасно это понимаю. Но на Голгофу с Сокуровым не пойду. Он решил идти и пускай идет, а я туда никогда не ходил и идти не собираюсь” (об этом Юрий Беспалов рассказал в книге “Белинского, 9а”). Фильм приказали уничтожить, но друзья Александра его спасли. Впоследствии эта кинокартина получила мировую известность.

Александр Сокуров и Юрий Беспалов

Название

Юрий Беспалов и оператор Красиков, Сокуров и редактор Грибковская

Название

Горьковская телестудия была одной из лучших в стране — здесь создавались заметные документальные фильмы, был свой кинопавильон (в нем, например, снимали телеспектакли с тематическими декорациями и костюмами), новейшее и разнообразное оборудование, которое давали в аренду приезжающим в наш город кинематографистам. К сожалению, постепенно все начало приходить в упадок. И когда в начале 90-х за помощью к Юрию Беспалову обратился еще один молодой режиссер Александр Велединский — свой дипломный фильм он тоже снимал в родном городе, наша телестудия прежними ресурсами уже не обладала. Для одной из сцен, которую, кстати, снимали в киноцентре “Рекорд”, нужны были кинематографические рельсы (они нужны для плавного проезда камеры), а от оборудования уже ничего не осталось. Но Беспалов нашел необычное решение этой проблемы — он дал Велединскому трехколесный велосипед из реквизита. Конечно, способ неожиданный, но все же цель была достигнута, и наш город обрел еще один фильм!

*Фотографии из архива ВГТРК

Об авторе

Юлия Сошилина

Юлия Сошилина

Режиссер, продюсер в медиастудии “CREATURA”; выпускница режиссерского факультета Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская В.И. Хотиненко, П.К. Финна, В.А. Фенченко).

Перейти в блог